Есть такой хитрый японский термин «ичигё-заммай«, означающий по сути концентрацию на одном действии.
Санрю Судзуки описал эту практику в своей книге «Сознание дзэн. Сознание начинающего» (Zen Mind, Beginner’s Mind), как полное пребывание в настоящем моменте.
«Мы просто полностью концентрируемся на том, что делаем в каждый момент времени«, — писал Судзуки Роси. «Когда вы кланяетесь, вы должны просто кланяться; когда вы сидите, вы должны просто сидеть; когда вы едите, вы должны просто есть«.
Когда мы отдаем себя моменту, выполнению одного действия в одно мгновение времени, мы выражаем свое истинное «я». Когда же мы не присутствуем в моменте, мысленно уносимся прочь, наше истинное я не может полностью выразить себя.
Почему мы редко «пребываем в моменте» на самом деле
Все это легче сказать, чем сделать. Тем более, на первый взгляд мы итак большую часть времени живем по принципам ичигё-заммай. Как можно делать свою работу или проводить время с семьей и на самом деле не находится в этом самом «моменте»?
А теперь подумайте о времени, когда мы:
- Переключаемся между бесконечными открытыми вкладками браузера и забываем зачем начали этот процесс
- Машинально достаем телефон, смотрим на него, убираем его в карман и снова достаем, чтобы опять убрать
- В спешке мучительно обдумываем, как мы будем делать нечто, что нужно срочно сделать после того как… ну да, после того как доделаем то, что делаем прямо сейчас
- Думаем о совершенно посторонних вещах, когда кто-то пытается говорить с нами
- Гневаемся на человека, который посмел прервать наше занятие
- Скучаем и предаемся грусти
Ого. А ведь оказывается, мы очень редко полностью пребываем в настоящем моменте! Так как же нам исправить ситуацию и наконец начать идти в сторону просветления, начав с простейшего — концентрации на одном действии?
Как приучить себя делать только одну вещь за раз
Не воспринимайте этот текст как попытку вас чему-то научить. На самом деле это такие же напоминания для меня, как для вас:
- Когда вы начинаете любой процесс, обратитесь к нему с полным вниманием и уважением. Решите так заниматься этим процессом, чтобы не заниматься больше ничем кроме самого процесса. Вы можете мысленно напоминать себе: «просто гуляй», или «просто читай», или «просто пей чай».
- Иногда, когда вы максимально сосредоточены на чем-то, вы замечаете, что приходит необычная ясность ума, сознание будто расширяется, становится удивительно тихо и тепло. В этот момент вы естественным образом пребываете в моменте. А теперь попробуйте поймать это же ощущение целенаправленно.
- Когда вы замечаете, что ваши мысли стали ускользать прочь, вы начали думать о чем-то другом, завели какой-то внутренний монолог или потеряли фокус… Не проявляя никаких эмоций, просто обратите на это свое внимание. Все эти «голоса в голове» тут же утихнут. Теперь вернитесь к полному присутствию в текущем процессе.
- Делайте дело стараясь очистить ум от связанных с этим делом шаблонов и предыдущего опыта. А теперь поглядите внимательно на то, что вы делаете, на свои ощущения, на то из каких деталей состоит весь процесс. Позвольте себе удивляться наблюдению каждый раз.
- Относитесь к каждому делу с почтением.
- Смотрите и замечайте каждый момент каждого дела, каждой вещи которая находится рядом с вами.
Просто пишите. Просто сходите в душ. Просто уделите кому-то все свое внимание.
Когда мы обращаем все свое внимание без остатка на какой-то предмет или чувство, мы начинаем ценить каждого человека, каждый объект, весь мир вокруг нас как нечто достойное уважения, любви и благодарности.
Мы начинаем принимать жизнь и можем полностью погрузиться в нее, с радостью и благодарностью.
[sign author=»Александр Фролов для сайта zenman.ru, перевод с дополнениями публикации с zenhabits.net» source=»»]